Абитуриент-2021: в СВФУ рассказали, как правильно выбрать профессию

06.11.2020 Комментарии к записи Абитуриент-2021: в СВФУ рассказали, как правильно выбрать профессию отключены

На факультете довузовского образования и профориентации Северо-Восточного федерального университета продолжает работу онлайн-лекторий «Педакадемия для родителей». Тема очередной встречи – «Как правильно ребенку выбрать профессию». 

Семья является одним из основных пространств, где формируется отношение к работе, профессиональной деятельности. Не секрет, что родители иногда навязывают ребенку освоить ту или иную профессию, забывая об интересах самого ребенка, рассказывает главный специалист ФДОП Аксиния Обутова. Для того, чтобы ребенок правильно выбрал профессию, он должен дать себе ответ на вопросы «что я хочу?», «что я могу?» и «что нужно рынку труда?», отмечает она: «Основные проблемы выбора – например, незнание о мире профессий в целом. Есть термин «архаичные профессии», которые выбывают из актуальных, появляются новые, совершенно незнакомые миру. Также проблемой становится недостаток знаний о содержании деятельности различных типов профессий, рынке труда, неумение оценивать свои склонности, соотносить свои возможности с требованиями, которые предъявляет профессия». 

Чтобы выбрать профессию по душе, нужно, прежде всего, познать себя, подчеркивает специалист. На выбор влияет позиция старших членов семьи, друзей, учителей и личные профессиональные планы. Также важным фактором являются способности, уровень притязаний на общественное признание, информированность и склонности самого ребенка. Существует семь этапов при принятии решения выбора профессии. Во-первых, нужно составить список подходящих профессий, перечень требований к ним, определить значимость каждого требования, оценить свое соответствие им, подсчитать и проанализировать результаты, проверить их и определить основные практические шаги к успеху. «Выбранная профессия должна быть интересной для самого человека. Ребенок должен задавать себе вопрос, хочет ли он совершенствоваться в этой деятельности? Профессия должна соответствовать интеллектуальным, физическим и психологическим возможностям человека. И главное – нужна ли эта профессия в современном мире, полезна ли для общества», – говорит Аксиния Обутова. 

Стоит начать с профдиагностики, отмечает главный специалист ФДОП Игорь Федоров. Это может быть наблюдение за ребенком, что ему нравится делать, опрос окружающих. Диагностика поможет получить представление о ребенке и наметить круг задач, наиболее актуальных для него на данном этапе развития. Это может быть проведение тестирования либо поход к психологу, где специалист может за несколько сеансов узнать ребенка, его предпочтения и какая сфера деятельности ему подойдет. «Лаборатория «Гуманитарные технологии» факультета психологии МГУ разработала тестирование, которое учитывает разные возрасты. Университет закупил программу «Профориентатор» для учеников с 8 по 11 класса. Также первокурсники, которые хорошо не определились или решили поменять профессию, проходят этот тест», – рассказал Игорь Федоров. 

Тестирование состоит из 232 вопросов и разбит на основные блоки: интересы, способности, личностные способности. Результаты выдают на руки, но для их расшифровки следует проконсультироваться с профдиагностом факультета. «Нам легче работать с детьми, если мы знаем, к чему он склонен, какие у него интересы. Также тестирование выявляет рекомендации по направлениям обучения, что тоже немаловажно при выборе вуза и будущей профессии. Кроме этого, тестирование может направить ребенка на определенные профессии по коэффициенту сходства», – резюмирует главный специалист. 

Подробнее с лекцией можно ознакомиться здесь. График последующих встреч опубликован на сайте ФДОП СВФУ.